Психомоторное развитие грудного ребенка, его навыки и умения

Большое значение для характеристики развития ребенка имеет его психомоторное развитие, его навыки и умения.

Нормально развивающемуся здоровому ребенку, наряду с показателями физического развития, свойственен и определенный уровень психомоторных навыков.

Уже новорожденный ребенок отличается наличием сосательного и глотательного рефлексов. В течение первой недели улучшается слух, появляются мимические реакции, однако движения носят беспорядочный характер, нередко наблюдается косоглазие и нистагм (горизонтальное или вертикальное движение глазных яблок). На 2-м месяце жизни нистагм исчезает, ребенок начинает держать голову, лежа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук (на человеческий голос, стук и т. д.). В ответ на улыбку ребенок также улыбается.

В 3 месяца объем движений увеличивается, и ребенок уже четко улавливает направление звука, лежа на животе, поднимает и хорошо удерживает голову, переворачивается со спины на бок, тянет предметы в рот. В 4 месяца ребенок хватает и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается на руках, опираясь только на ладони. К 5 месяцам появляется умение сидеть, держась за что-нибудь, опираться на ножки.

В 6 месяцев ребенок уже сидит без поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать на четвереньках, делает попытки произносить слоги «ба», «ма», и т. д. К 7 месяцам мышечный тонус настолько развит, что ребенок уже хорошо садится сам, встает на колени, цепляясь за сетку кровати, ползает.

Первые усилия стоять без опоры и ходить за стулом появляются к 9—10 месяцам, в дальнейшем это умение совершенствуется и к году ребенок свободно ходит без поддержки. С 10 месяцев ребенок начинает говорить простые слова «мама», «баба», называть слогами различные предметы и животных — корова — «му», собака — «ав» и т.д.

К году запас слов ребенка обыкновенно равняется 7—8.

Из изложенного видно, что при правильном развитии ребенка гармонично сочетается хорошее физическое состояние с определенным уровнем психомоторных навыков, т. е. двигательных умений и развития речи.

Только совокупность этих качеств позволяет характеризовать и оценивать состояние и развитие ребенка. Залогом благополучия в этом отношении является правильное питание и режим ребенка, а также создание наиболее благоприятных условий внешней среды.

This entry was posted in Грудной ребенок and tagged . Bookmark the permalink.