Массаж и гимнастика в раннем возрасте. Упражнения. Часть 2.

Массаж и гимнастику здоровому ребенку можно начи¬нать с 1,5-месячного возраста. М. Д. Губерт и М. Г. Рысс рекомендуют следующее деление гимнастики и массажа на комплексы для детей раннего возраста.

Первый комплекс охватывает возраст от 1,5 до 3 месяцев и состоит из:

1) рефлекторных движений, связанных с разгибанием:

а) разгибание позвоночника,

б) ползание рефлекторное,

в) выкладывание на живот,

г) упражнения для стоп;

2) поглаживающего массажа рук, ног, спины, живота.

Все пассивные движения в этом возрасте исключаются, чтобы не вызвать перерастяжения мышц и связок.

Во втором комплексе (в возрасте от 3 до 4 месяцев) в занятия гимнастикой можно вводить пассивные упражнения для рук, охватывающие движения, сгибание и разгибание, массаж всех частей тела, упражнения для стоп, отклонение головы назад в положении на животе на весу, повороты на живот.

В третьем комплексе (в возрасте от 4 до 6 месяцев) в гимнастику можно вводить пассивные движения для ног — сгибание и разгибание, скользящие шаги.

Учитывая нарастающую активность ребенка в этом возрасте, направленную на изменение положения тела (из лежачего в сидячее), следует вводить активные упражнения (приподнимание верхней части туловища из поло¬жения на спине при поддержке за отведенные в стороны руки), разнообразный массаж и все упражнения, указан¬ные для предыдущего возраста.

В четвертом комплексе (в возрасте детей от 6 до 10 месяцев) можно вводить уже более сложные уп¬ражнения на координацию, так как в этом возрасте уже большая согласованность в работе крупной мускулатуры и мелких мышц кисти.

Ребенок уже начинает ползать, сидеть, стоять и понимать обращенную к нему речь взрослого.

Поэтому, кроме указанных выше приемов массажа и гим¬настики, следует вводить: стимулирование ползания, повороты со спины на живот (за ноги), круговые движения руками, поднятие выпрямленных ног, напряженное выги¬бание, присаживание, приподнимание туловища из поло¬жения на животе при поддержке ребенка за руки.

В пятом комплексе (в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев) у ребенка формируется стояние без опоры и ходьба без опоры, ребенок умеет сидеть на корточках, понимает речь, т. е. сигнал, — инструкцию занимающегося с ним, в связи с чем значительно расширяются и разнообразятся гимнастические упражнения, так же как и исходное положение: активные повороты по сигналу взрослого, наклон туловища и выпрямление, поднятие выпрямленных ног до палочки по сигналу, поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки, приседание при держании ребенка за руку, присаживание (с фиксацией колен) при поддержке за руку или самостоятельно и (по желанию) элементы массажа.

После 1 года 2 месяцев все гимнастические упражнения являются активными.

This entry was posted in Физическое воспитание детей and tagged . Bookmark the permalink.